МЕЖДУНАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
онлайн-дайджест • культура в мире

«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» открыта поэтам и прозаикам, эссеистам и драматургам,
сценаристам и публицистам, литературным критикам,
Мастерам и только пробующим перо.
Пишите нам на всех языках.

      Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»    2010,   № 3    Июнь



Наталья Мазаник


      Наталия Мазаник родилась в Москве в 1963 году. По образованию -- учитель начальных классов и журналист-редактор. Много писала по вопросам образования, культуры, проблемам молодежи, она член Союза журналистов Москвы.
Работалва заместителем главного редактора в журнале "Москва и соотечественники" -ей благодарны все, кто пишет на русском языке, кого она со вниманием выслушала и о ком писала в журнале...Работала директором информационного агенства и главным редактором еженедельника "Городской ритм".       С детства с интересом выжигала, расписывала разделочные доски, папье-маше, занималась лепкой на стекле, немного резьбой, делала изделия из бумаги и картона, различные аппликации. Ее всегда привлекали народные промыслы, различные виды изобразительного искусства, особенно притягивала стилизация, позволяющая погрузиться в какой-то особый мир образов и ощущений. Именно стилизация легла в основу нового этапа художественного видения окружающего мира, наполненного самыми разными, порой противоречивыми эмоциями. Мир то бунтует, то умиротворенно и гармонично размещается на листе бумаге, шелке или холсте. Мир пестр и многогранен – такой же неодинаковый он и в ее работах (акварель, карандаш, батик, масло).
      Каждый понимает картины Наталии по-своему, о них часто говорят, что они притягивают, заманивают, к ним хочется вернуться и попробовать разгадать спрятанные в картинах многослойные загадки.
      Примечательно, что большинство работ, выполненные за последние пять лет, сопровождаются стихотворным текстом, который ориентирует зрителя, служит некой точкой отсчета для внедрения в картину, дальше начинает работать уже личный мир образов, ощущений, опыт восприятия окружающего мира. Этот синтез и позволяет погрузиться в картину, может, найти в ней что-то понятное и близкое.
      Наталией написаны более ста работ в разной технике: около сорока выполнены акварелью, более тридцати – живопись по шелку, около пятидесяти в карандаше, десять написаны маслом. Наталия не считает себя художником, она пишет для души, по зову сердца и внутренней интуиции для близких, друзей и знакомых. Ее работы живут в домах людей, понимающих и поддерживающих ее.
      Весной 2002 года вышел сборник стихотворений Наталии Мазаник «Часть моей души», а в сентябре 2004 года -- «Второе дыхание», оформленные автором.


Валаам - духовная обитель Руси



     «Северный Афон исполнен глубочайшего и всестороннего интереса. Его величественная и угрюмая природа, его положение и характер, его независимое своеобразное монашеское правление, установившее свои незыблемые строгие порядки, в которых воспитываются аскетические нравы, являющие образцы увлекающей силы и скромного величия, – все это чрезвычайно оригинально и не имеет себе на Руси ничего равного… Место серьезное, и живут там люди, про которых надо говорить не спеша и подумавши».
Николай Лесков. «Монашеские острова»

Людям нужны маяки.
    «Как и святой Афон, Валаам поныне светит. Афон – на юге, Валаам – на Севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся «ночь мира», нужны маяки…», – Иван Шмелев. Слова эти прозвучали в тридцатых годах прошлого века, но сколь актуальны они и сегодня. Изменились реалии, изменились люди и их взгляды на жизнь да и на себя, изменились потребности, но по-прежнему тянется душа человеческая к свету… Попав на Валаам, она вдруг оживает, просыпается.
     В этих намоленных местах, делились своими впечатлениями российские туристы, начинаешь ощущать какое-то внутреннее волнение, задумываешься глубже о смысле жизни, постоянно спрашиваешь себя: «Кто ты в этом мире? Как ты живешь? К чему эта суета? Не стоит ли подумать о вечном?». В душу приходят смирение, покой, умиротворение. В храмах хочется помолиться, поставить свечу, попросить Всевышнего и святых о помощи и вразумлении. При этом очень многие напоминали, что они выросли не в религиозной семье, были и, может быть, остаются атеистами, но на этой земле что-то происходит внутри, где-то глубоко в душе и сердце. Ощущения очень разных людей начинают перекликаться, какое-то единение на подсознательном уровне охватывает путешествующих.

     Наблюдая за поведением россиян в этих святых местах, иностранцы не перестают удивляться. Они подчеркивают, что поражены религиозностью русских, но при этом сами ставят в храмах свечи и просят святых о помощи. Вероятно, тоже ощущают в этом внутреннюю потребность, особый защитный покров накрывает и их…
     На Руси всегда было много монастырей, их насельниками были самые по происхождению и роду занятий люди, но всех влекло сюда одно – жажда общения с Богом. «Мы должны очиститься душой, – говорит Валаамский схимонах. – Очистить свою природу, какую чистую от Бога мы получили в лице Адама. Мы с горы падали, а теперь трудами надо на нее подниматься. Легче катиться с горы в своих грехах и пороках, а на гору подниматься тяжело. Вот монах отдает себя в жертву миру. В этом и есть смысл монашества».
     Валаам – святое место, освященное подвигами преподобных Сергия и Германа, многими поколениями монашествующих, их трудами и молитвами. Обитель укрепляет на жизненном пути. «Исцеление начинается с покаяния. Спасение души для мирянина – в молитве, а для монаха – в послушании. Молитва помогает избавиться от болтовни, рассеянности и освящает все, что делается», – так считают в обители.
     Святость на Валааме звучит везде: в деревьях и кустарниках, в цветах и травинках, она исходит от земли, по которой ступают ноги. Хмурые скалы позволяют сосредоточиться. Высокие стройные пихты – монашеские деревья – насыщают воздух особой благодатью, строгие ели и сосны дарят покой и умиротворение. На этой земле каждый начинает ощущать непередаваемое состояние очищения, смирения, переосмысления. Здесь всё меняется… Время будто останавливается и дает дополнительные минуты для раздумий…
     Бесспорно, что без святости и особой благодати, которой пронизано всё, здесь бы ничего и вырасти не смогло: земляной покров не более десяти сантиметров. Камень, брошенный на землю, не падает мягко и беззвучно, утопая во мхе и траве, а ударяется о камень-глыбу, себе подобную, издавая глухой и тяжелый звук. Отчетливо понимаешь, что этот тоненький слой почвы, зачастую привезенный монахами в мешочках из других мест, точно золотой – нет ему цены.
    Скалы и деревья, скалы, крутые обрывы и вода Ладоги, омывающая острова… Ладога по-разному встречает гостей и насельников. Штормы, волнения, холод. Она словно соответствует строгому монашескому образу жизни, суровости и жесткости быта, какому-то исполинскому духу, позволяющему постоянно вымаливать прощения у Всевышнего за грехи людские.
 
Северная обитель. «Место серьезное, и живут там люди, про которых надо говорить не спеша и подумавши...»
     Теплоход медленно входит во владения Валаама. Никольский скит первым приветствует гостей. Он освоен монахами в XVIII веке, тогда здесь стояли рыбацкие избы и деревянный поклонный крест. На месте креста выросла церковь во имя Святителя Николая. Николай-чудотворец издревле хранит путешественников и мореплавателей. Природа встречает путешественников задумчиво, строго и степенно.
     Валаам – это группа скалистых островов (их более 50), сложенных прочными гранитами и диабазами и расположенных в северо-западной части Ладожского озера. Общая площадь архипелага – 36 кв. км, длина его береговой линии более 150 км, высота скал достигает 70 м. Берега сильно изрезаны заливами (шхерами), покрыты хвойными лесами, полями и сенокосными угодьями.

     Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Финское название острова «Валамо» подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а «мо» по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса. Распространенной версией о происхождении топонима является перевод с финского языка как «высота», «высокая земля».
     По монастырскому преданию, в I веке святой апостол Андрей Первозванный – просветитель скифов и славян – прибыл из Киева в Новгород, потом по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Он предрек великое будущее Валааму, которое наступило с появлением здесь монашеской обители.
Житие святого Авраамия Ростовского, постриженика Валаамской обители, свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство. Основателями Спасо-Преображенского Валаамского монастыря считают Сергия и Германа. Согласно церковному преданию, они были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Преподобные Сергий и Герман примером своей строгой аскетической жизни несли свет Христовой веры языческим карельским племенам. Обитель, основанная ими, стала оплотом православия на Севере Руси.
     Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163—1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных. 11 сентября 1180 года, когда опасность миновала, иноки перенесли на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом».
     В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11/24 сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи. С 1819 года преп. Сергий и Герман почитаются как общероссийские святые.
     Жизнь насельников монастыря всегда была сродни подвигу. Архипелаг расположен на границе России и Швеции, обитель постоянно разоряли. Так в XI веке шведы потерпели поражение от русских, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы, о чем свидетельствует житие преподобного Авраамия Ростовского. В начале XVII века монастырь был полностью разрушен, а Валаамские земли отошли к Швеции. В конце Северной войны обитель вновь возродилась. По указу Петра I к 1720 году была возведена деревянная Спасо-Преображенская церковь, освященная во имя Иоанна Богослова и Андрея Первозванного с отдельно стоящей колокольней, а также келейные корпуса и хозяйственные постройки. В 1752 году монастырский комплекс был обнесен деревянной оградой. В конце XVIII – начале XIX века Преображенский собор стал каменным пятиглавым. По архитектуре и принципам построения он был близок собору Саровской пустыни и византийским монастырям. Его ограждало каре келейных корпусов с Успенской и Никольской церквями. Позднее было возведено внешнее каре монастырских корпусов с надвратными церквями во имя Святых апостолов Петра и Павла и больничной во имя Божией Матери «Живоносный источник», над которой потом была надстроена церковь Живоначальной Троицы.
      Своего наивысшего расцвета Валаамский монастырь достиг к середине XIX века, когда игуменом был отец Дамаскин. К этому времени относится и большинство дошедших до нас архитектурных памятников. Усердием братии в 1839—1917 годах на Валааме основывались скиты, возводились церкви и часовни, ставились Поклонные кресты, прокладывались дороги, строились мосты, прорывались каналы и дренажные сети; высаживались непривычные для здешних мест деревья, закладывались сады и огороды. Монастырь занял значительное место среди православных монастырей Российской империи. В дни своего процветания Валаамский монастырь был средоточием и образцом монашеской жизни всего северного края, подобно Киево-Печерской Лавре на юго-западе России и Троице-Сергиевой Лавре в центральной ее части.
     30 июня 1887 года был заложен новый Спасо-Преображенский собор по проекту архитекторов Г.И. Карпова, А.Н. Силина, Н.Д. Прокофьева. При строительстве использовался как старый кирпич из разобранного собора, так и новый, огнеупорный и особо прочный, изготовленный на двух Валаамских кирпичных заводах. Нижний храм был освящен во имя преп. Сергия и Германа, а верхний – во имя Преображения Господня.
     С 1918 по 1940 годы территория Валаама входила в состав Финляндии, монастырь перешел в ведение Финляндской Православной церкви. В 1918 году на острове появились части финской армии, а с 1925 года в монастыре стали проводиться службы на финском языке. Во время советско-финской войны орудия, стоящие на острове, прикрывали «линию Маннергейма». В марте 1940 года гарнизон покинул остров, одновременно выехали в Финляндию и монахи. Они увозили с собой самое ценное – иконы, церковную утварь, облачения, книги и колокола. 24 июля 1940 года они приобрели усадьбу Папиниеми в местечке Хайновеси, недалеко от города Купио (Финляндия). Решение о покупке было принято, когда при осмотре одной из комнат была обнаружена небольшая икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Так возник Ново-Валаамский мужской православный монастырь. Игумен старательно поддерживал традиции Старого Валаама. Насельники поклонялись главной своей святыне – чудотворному образу Валаамской Божьей Матери. В 1956 году к Валаамской братии присоединилась Коневская, принесшая с собой чудотворный образ Коневской Богородицы. В 1977 году прекратились службы на русском языке, а в 1981 году умер последний русский монах. Завершилась история русского Нового Валаама… На Новом Валааме и в городе Куопио хранятся многие святыни, вывезенные с Валаама еще в 1940 году.
     В 1940 году Старый Валаам вновь стал принадлежать России. В сентябре 1940 года на острове открылась школа боцманов с ротой юнг ВМФ. С осени 1941 по лето 1944 года на острове стоял фашистский гарнизон. В 1949 году на Валааме был создан совхоз, с 1952 по 1984 года – дом-интернат для инвалидов войны и престарелых, который располагался в зимней гостинице. В Воскресенском скиту разместилась турбаза. Монастырские постройки стали бесхозными памятниками. Комиссия архитекторов в конце шестидесятых прошлого века не сочла сооружения Валаама ценными в архитектурном отношении. Святые места разорялись и уничтожались. Погибли Коневский, Ильинский, Тихвинский скиты, около 20 деревянных часовень на островах.
     В 1979 году Валаам получил статус историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В 1985 году 9 зданий монастыря были признаны памятниками архитектуры республиканского значения. В 1987 году был утвержден генеральный план развития музея-заповедника. Было предусмотрено строительство нового поселка, грузового и пассажирского причалов в Монастырской бухте, аэропорта местных линий и проч. К счастью, этим планом не дано было осуществиться.

     13 декабря 1989 года в день памяти святого апостола Андрея Первозванного на острове высадились шесть иноков. С их приходом постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы в нижнем храме во имя преп. Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы. 25 мая 1990 года, на Вознесение Господне, митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий освятил главный престол нижнего собора.   
     С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального. «Восстановление Валаама становится всенародным делом!.. Хорошо, что мы живем во время собирания камней, а не разбрасывания. Время, когда важно восстанавливать, созидать, строить, – отметил наместник Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря епископ Троицкий Панкратий, – фактически каждый год освящается какая-то восставшая из небытия святыня – церковь, скит…». В настоящее время завершена реставрация и освящен верхний храм Спасо-Преображенского собора, освящены Смоленский и Владимирский скиты.
     Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в ходе своего пребывания на Валааме в июле 2009 года подчеркнул: «Мы прошли через страшные годы безбожия, …к счастью, опомнились… Святыни восстанавливаются для того, чтобы они стали местом духовного возрождения людей, потому что опыт переживания святыни как ничто другое влияет на состояние человеческого сердца… Возрождение святынь есть непременное условие духовного возрождения нашего народа. …Самое главное достижение духовной жизни – это изменение сердца, изменения ума, все остальное – вторично. Потому что через этот измененный и Благодатью Божией преображенный ум и преображенное сердце мы и входим в общение с Богом».

    Валаам вновь становится центром духовной жизни Православной России. Недалек тот час, когда его опять по праву станут называть «честною и великою Лаврою» и «Северным Афоном», как это было на рубеже XV—XVI веков.

Встреча с Валаамом.
     Центральная усадьба монастыря расположилась на высоком холме и представляет собой стройный ансамбль, в центре которого находится Спасо-Преображенский собор с пятью голубыми шлемовидными главами на круглых барабанах и остроконечной многоярусной колокольней, видимый из многих частей острова. Красные кирпичные стены и белые архитектурные детали сочетаются с элементами из черного, красного и серого гранита. Приближаясь к Валааму по Ладоге, видишь, как он необыкновенно легко и величественно парит в воздухе. Собор окружают корпуса братских келий, а по склонам холма раскинулись сады. Мосты, перекинутые через каналы и заливы, соединяют разные участки Валаама и острова в единое целое.
     Спасо-Преображенский собор – сердце Валаама. Нижняя, зимняя церковь, освящена во имя преподобных Сергия и Германа, основателей монастыря. Здесь почивают под спудом их святые мощи. В верхний храм во имя Преображения Господня ведут две лестницы, которые соединяются в одну широкую парадную. Внутреннее пространство храма ярко освещено. Стены, своды и столбы внутри храма обильно расписаны. В храме – 72 картины и 130 изображений святых. В настоящее время завершена реставрация и освящен верхний храм Спасо-Преображенского собора; идет восстановление интерьеров верхнего храма во имя Живоначальной Троицы.
     Возрождаются на Валааме и другие святыни: освящены Смоленский и Владимирский скиты, храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Гефсиманском ските, храм во имя Всех Святых на Свято-Владимирском ските…
     В мае 1991 года Валаамская обитель получила еще одного молитвенника у Престола Божия – нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника благочестия иеросхимонаха Антипы. Мощи преподобного помещены в раку, которая установлена в нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
В 1996 году в день памяти преподобных Сергия и Германа митрополит всея Америки и Канады Феодосий передал монастырю бесценный дар – частицу мощей преподобного Германа Аляскинского.
     17 июля 2002 года игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем привез в дар обители храмовый образ, список с чудотворной иконы "Пантанасса" ("Всецарица"), который был специально написан для монастыря и освящен на Святой Горе Афон.
     В 2002 году была освящена первая в России церковь в честь Валаамской иконы Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. С 1997 года (через сто лет) 14 июля совершается празднование иконы Божией Матери «Валаамская» – одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления.
     22 апреля 2004 года в дар Валаамскому монастырю был передан крест-мощевик с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона (родовая святыня бояр Нащокиных), который был выкуплен из частной коллекции.
     «На глазах преображается остров Валаам, – произнес в июле 2009 года на Валааме Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, – возносятся позлащенными крестами к небу новые скитские храмы и часовни, реставрируются исторические постройки. Но самое главное – здесь, в месте, где несли труды преподобные Сергий и Герман, возрождено русское северное монашество…
     …Почему приходят в монастыри паломники? Почему притекают они к ракам мощей святых угодников, поклоняются чудотворным иконам? Потому что по благодати Божией соприкосновение со святыней производит большое внутреннее движение сердца человеческого».

За духовной помощью, поддержкой и вразумлением…
     «Кто раз видел монастырь этот, тот едва ли будет в состоянии забыть его… Валаамский монастырь на острове своем действительно красив и величествен. Вообще Валаам отличается такою нелицемерною замкнутостью и аскетическою строгостью, что очень мало имеет себе подобия в других русских обителях. Здесь – по древним правилам общежития и уединения – всё отдано Богу и Св. Богородице... Издревле не дозволялось «ни ясти в келии, ни питии, ни у келаря просити»… Сверх всего строгий и подвижнический Валаам отличается еще тем, что сохраняет наглядные следы своей апостольской деятельности… Для дум о вечности, для молитв и славословий – Валаам одно из лучших и наиболее удобных мест…». Из очерка «Островные монастыри» Сергея Максимова, 1859 год.
     Немало памятников духовной опытности и мудрости оставили Валаамские старцы. Отец Назарий (1735—1809), настоятель монастыря, назидал братию не только примером и поучительным словом, но и своими душеспасительными посланиями.
*   *   *
     «О себе рассуждать и себя осуждать, то есть свои дела, слова и помышления».
«Бесчестие за честь, хулу за хвалу, обиду за награждение, всякое искушение и злострадание почитать за превосходнейшее воздаяние».
*   *   *
     «Я не знаю, как вы, – писал игумен Назарий одной инокине, – а я себя так чувствую, что пред всеми я должен и всем виноват: можно ли после сего на кого оскорбиться? И трех и четырех любим очень – какая это малость, безделица! Лучше всех на свете любить. У меня любезная простота: всем отверсты сердечные врата; а хотя кто мне и не рад, да я ему рад»...
*   *   *
     Русский писатель Иван Шмелев в своих воспоминаниях о Валааме рассказывал о своем общении с братом Василием, который объяснял ему: «От всяких забеглых мыслей и суемудрия надо творить «Иисусову молитву»: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного»… Великая от сей молитвы сила, но надо уметь, чтобы в сердце как ручеек журчал, этого сподобляются только немногие подвижники. А мы, духовная простота, так, походя пока, в себя вбираем, навыкаем. Даже от единого звучания и то может быть спасение».

     Все больше туристов и паломников устремляется сегодня в северную обитель. Радушно встречают монахи своих гостей. Здесь каждый может найти утешение. «Душа воскресает на этой земле: идя от храма к храму, понимаешь и ощущаешь это все сильнее. Ведь человек настолько голоден душой, а здесь он будто постигает вековую мудрость. В этом темном, дальнем углу, на небольших островах, омываемых суровыми водами Ладоги, столько света!» – тихо и задумчиво, с глубоким светом в глазах произносят туристы…
   Здесь сила духа и сила воли.
   Здесь стойкость, выдержка, покой.
   Здесь глубина веков в покое,
   Здесь мощь Вселенская с тобой!
Здесь святость воздуха и мира,
Здесь тишина и Храм души.
Здесь так понятны все призывы,
Что где-то в сердце рождены...
   Здесь Божий глас и зов повсюду.
   Здесь око чуткое везде.
   Здесь мудрость, святость - нет испуга,
   Покой, смирение в тебе...
От каждой ветки или камня,
От аромата чудных пихт
Ты распрямляешься нежданно
И чары Божьи в себе зришь.
   И Валаам, седой и строгий,
   Тебя встречает не спеша.
   Готов ли ты открыться Богу?
   Созрела ли твоя душа?
Здесь мир иной, дыханье жестче.
Нет места праздной суете.
Нащупай путь свой осторожно
И следуй лишь к своей звезде.
   Храни Вас Бог, места Святые!
   И всякий, кто придет сюда,
   Пусть силу ощутит России,
   Познает мудрость бытия...
*   *   *   
     Туристские маршруты на архипелаге выстраиваются по-разному. Здесь можно провести полдня, день и даже три дня. Разумеется, что путешествие протяженностью в три дня будет самым наполненным, насыщенным, позволит глубже проникнуться особой святостью этой северной земли. Именно паломнический тур станет таковым. С Центральной усадьбой монастыря, Спасо-Преображенским собором можно познакомиться в самой непродолжительной экскурсии. Однодневный тур предполагает путешествие по скитам, входящим в комплекс «Новый Иерусалим». Паломнический тур позволяет побывать во Всехсвятском, Никольском, Смоленском скитах, на Игуменском кладбище. Кроме того, паломники могут исповедаться и причаститься, предварительно посетив суточный круг богослужений: вечерню, утреню и божественную литургию.
     Скит Всех Святых расположен на острове Скитском. В середине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя преп. Александра Свирского, основателя Свято-Троицкого мужского монастыря на Свири, подвизавшегося на Валааме в 1474 году. В 1846 году по проекту А.М. Горностаева (его первая работа на Валааме) на ее месте стали возводить двухэтажный пятиглавый храм в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры, келейные корпуса, красивые ограды, в углах которых установлены восьмигранные башни с шатровыми кровлями. Корпуса, ограда и башни выкрашены в белый цвет, поэтому скит называют Белым. Нижний храм – во имя Всех Святых, а верхний – во имя Небесных Сил бесплотных. Здесь всегда неусыпно читается Псалтирь. Согласно строгому уставу Валаамского монастыря женщины на внутреннюю территорию скита могут попасть только с Крестным ходом на престольный праздник в День Всех Святых.
     Никольский скит обустроен на Крестовом острове, он – страж Валаама и первым встречает прибывающих на святую землю. В темное время суток здесь всегда горит фонарь, указывающий путь к причалу. Позднее на острове был возведен храм по проекту архитектора А.М. Горностаева. Александр Дюма, побывавший на Валааме, писал: «На самой выдвинутой части берега мы заметили маленькую церковь, всю в золоте и серебре, столь новенькую, что она казалась только что вынутой из бархатного футляра драгоценностью. Эта церковь – истинное сокровище, как по искусству, так и по богатству…». Никольская церковь летняя, а рядом – двухэтажный белый келейный корпус с храмом во имя сирийского богослова св. Иоанна Дамаскина на втором этаже. Рядом с бывшей монастырской таможней стоит высокий поклонный крест.
     Смоленский скит – единственный в стране духовный памятник русским воинам, павшим в Первую мировую войну. Храм возведен в честь иконы Божией Матери Одигитрии на средства Царской семьи по проекту Великого князя Петра Николаевича в 1917 году.
«Новый Иерусалим». В 1901 году отец Маврикий побывал в Иерусалиме и привез оттуда частицу «Гроба Господня», насельники решили создать Валаамский Новый Иерусалии. Воскресенский скит или Красный назвали «Новым Иерусалимом» на Сионской горе. Высокий берег бухты с центральной монастырской усадьбой – горой Фавор, Лещёвое озеро стало Мертвым морем, а протока, соединяющая его с озером Сисяярви, – рекой Иордан. Рядом с Гефсиманским скитом появилась Иосафатова долина, скалистая гряда на берегу Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, а ее подножие – Гефсиманским садом. Ручей между Никоновским и Ладожским озерами назвали Кедроном. У подножия Елеонской горы был разбит сад, в нем построена церковь Успения Богоматери, а на вершине горы – часовня Вознесения.
Экскурсия начинается с пристани Большой Никоновской бухты, куда причаливают все теплоходы. Поднимаясь по извилистой тропе, путешественники достигают Воскресенского скита, что расположен на высоком холме в местечке Никоново, где по преданию в I веке святой апостол Андрей Первозванный воздвиг каменный крест, позднее здесь появилась часовня во имя св. Андрея. В 1901 году в диабазовой скале углубили место и заложили фундамент храма в честь Воскресения Господня. К храму ведет крутая мраморная лестница в 50 ступеней. Проект двухэтажного собора создал архитектор В.И. Баранкеев. Церковь возведена монахами в 1906 году из красного валаамского кирпича. Нижний храм – во имя св. апостола Андрея Первозванного устроен по подобию Кувуклии – часовни над пещерой Гроба Господня в Иерусалиме. Справа в храме – резной иконостас из белого мрамора, слева – мраморная сень над «камнем помазания». В восточной части расположена Кувуклия, ее размеры полностью совпадают с иерусалимскими. Из предела Ангела в придел Гроба ведет очень тесный невысокий проход. Здесь находится подобие Живоносного Гроба Господня с частицей камня от Гроба.
     Верхний храм – во имя Воскресения Христова. Он светлый, высокий. Здесь золотом сверкает фаянсовый иконостас, воссозданный по образу прежнего, деревянного. Восстановленный храм освящен 10 июля 2006 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В храме потрясающая акустика. Так дивно и мощно звучат святые слова «Воистину Воскресе!».
     За каменным забором скита идет широкая тропа длиною в 800 метров к Гефсиманскому скиту, проложенная среди высоких величественных пихт и елей. Скит расположен на перекрестке двух дорог: одна ведет к ферме, другая – Большая монастырская – к Центральной усадьбе, к Спасо-Преображенскому храму. В 1906 году здесь была построена часовня, которая в 1911 году расширена и преобразована в Успенскую церковь, которая рублена из бруса «в лапу», обшита тесом, украшена резьбой и увенчана голубыми куполами. С 1998 года в восстановленном после запустения храме регулярно читается акафист Успению Пресвятой Богородицы. Через дорогу от церкви Успения видна деревянная часовня «Моление о Чаше», возведенная в память о том, как Спаситель молился Отцу в Гефсиманском саду накануне Своих Крестных страданий и смерти. Она сейчас активно восстанавливается.
     Недалеко от Гефсиманского скита путешественники могут отдохнуть на смотровой площадке, откуда простираются необычайной красоты и гармонии природа. Практически на отвесных скалах возвышаются деревья, корни которых буквально стелются по земле, выгибаясь, будто цепляются всеми силами за валуны—луды, чтобы не сорваться вниз. Внизу хорошо видна территория форелевого хозяйства.
     Узкая тропа ведет к часовне Вознесения, построенной в память Вознесения Христова на горе Елеон на сороковой день после Воскресения. Она срублена монахами в 1912 году в один день. Ее голубой купол виден за 10 километров.
     Потом маршрут уходит глубоко в лес. Скалы и деревья со вздувшимися и свисающими корнями, мох и невысокая трава. Всякий раз останавливаешься и удивляешься чудесам природы, какой-то ее первозданной красоте. Монахи не чистят лес, не вырубают его, используют для строительства, как и в давние времена, только поваленные ветром деревья. Дорога приводит к трем красивейшим озерам. Игуменское озеро особенно привлекает, притягивает к себе. На его берегу будущий настоятель Валаамского монастыря отец Дамаскин (в миру Дамиан Кононов) поселился в 1827 году на жительство. Он построил маленькую хижину, семь лет провел здесь в трудах и молитвах, для большего утомления своего тела носил вериги железные. Перед окнами ныне разрушенной кельи стоял сделанный им высокий крест и рос клен, сейчас на этом месте подрастает молодой кленок. Неподалеку отшельник посадил лиственную аллею, некоторые из 57 деревьев сохранились, одна из лиственниц высотой более 30 метров и метр в диаметре. В 1839 году отец Дамаскин был поставлен настоятелем Валаамского монастыря, подавал всем пример благочестия. Он был игуменом 42 года, за это время сделал очень много для расцвета обители, все грандиозное строительство развернулось в годы его правления.
     На скалистом мысу между Игуменским озером и Мустоярви (Темным), недалеко от пустыньки отца Дамаскина, расположен Коневский скит. Он устроен усердием игумена Дамаскина. Деревянный храм во имя Коневской иконы Божией Матери возведен в 1870 году по проекту архитектора Г.И. Карпова. В шестидесятые годы ХХ века небольшую деревянную скитскую церковь разобрали на бревна, а девять колоколов сбросили в ближайшее Темное озеро. Восстановленные церковь и келейный корпус были освящены 11 июля 2004 года.
     Пройдя еще немного вглубь леса, оказываешься на ферме, где с заботой и вниманием встречают гостей: угощают монастырским хлебом, чудесным травяным чаем и вкусным коровьим молоком, а еще можно съесть куриное яичко. Вкусно и благостно! Вот и отдых путникам, усталости нет. Совсем рядом Большая Никоновская бухта, где ждут теплоходы.
     Какая гармония храмов и природы! Это потрясает и впечатляет. Все скитские постройки настолько естественно и лаконично сливаются с окружающей природой, что ощущение единства и цельности всего созданного руками человека и твореньем Божьим в этих святых местах не покидает. Особое состояние души каждый сохранит в себе наверняка надолго. Валаам – такое место на Севере Руси, которое постоянно тянет и зовет к себе. Побывав здесь однажды, хочется вернуться. Об этом говорили все, даже иностранные гости. Святость и чистота! Это великая сила!
(При подготовке публикации использованы материалы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря – прим.автора.)
Ноябрь, 2009 год
Наталия Мазаник


___________




На главную»
О проекте»
Архив»
Контакты»

________


Найти:


на human-house.narod.ru
на Народ.Ру
на Яндексе

________

 Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

КОНТАКТ:
tel: (+373 22) 40 68 47
e-mail: scebneva@rambler.ru
ICQ: 263656544
http://www.human-house.narod.ru

___________

 Праздники сегодня: 


___________


МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАДИОФОРУМ


___________

  ТЕАТРЫ: 






«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

ПОЭЗИЯ:




___________


Галерея “КОРИДОР”
___________

  ВЫСТАВКИ:  



___________

  КУЛЬТУРА: 

 

Сайт управляется системой uCoz