МЕЖДУНАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
онлайн-дайджест • культура в мире

«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» открыта поэтам и прозаикам, эссеистам и драматургам,
сценаристам и публицистам, литературным критикам,
Мастерам и только пробующим перо.
Пишите нам на всех языках.

      Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»    2008,   № 2    Декабрь



Ryszard Kapuscinski


       
Ryszard Kapuscinski (ur. 4 marca 1932 w Pinsku na Polesiu, zm. 23 stycznia 2007 w Warszawie) – polski reportazysta, dziennikarz, publicysta, poeta i fotograf, zwany "cesarzem reportazu".

Byl najczesciej – poza Stanislawem Lemem – tlumaczonym za granica polskim autorem.
Источник: pl.wikipedia.org




Najwazniejsze nagrody i tytuly otrzymane przez Ryszarda Kapuscinskiego >>> Источник: pl.wikipedia.org



ИЗ РЫШАРДА КАПУСЧИНСКОГО
АВТОПОРТРЕТ РЕПОРТЕРА
перевод Л.Щебневой



Стр. 105

Писатель должен обладать хорошо развитым чутьем, «иметь нос». Это очень важно. Не представляю себе хорошего писателя без этого – упрямство, решительность, вера, убеждение, что делаешь что-то важное, что готов бороться, терпеливо ждать и планировать. Это связано с ролью писателя в нашем обществе. Например, я как раз вернулся со встречи в маленьком городке Тарнобжеге. Город встречи невелик, но люди были необычайно внимательные. Все прочитали мои книги, задавали массу вопросов, но не говорили о литературе, повестях и книжках. Должно быть достаточно доверия к писателю, чтобы спрашивать о его мнении по поводу конкретной ситуации. Люди относятся к нему как к источнику мудрости, верят, что он тут же повлияет на их судьбу и их жизнь. И если им будет сказано – Проше паньства, не интересует меня эта холерная политика – это их разочарует. Сейчас они ждут чего-то другого …Они решились пойти на встречу с тобой, а некоторые с этой целью шли несколько километров пешком, поздним вечером, в дождь и ужасную польскую зимнюю погоду, а потом должны будут еще возвращаться и рано утром подниматься на работу. Нужно этими людьми восторгаться. Они проделали огромное физическое усилие, чтобы увидеться со мной, не имеешь права их разочаровать. Должен идти навстречу их ожиданиям… -А разве пана никогда не привлекала политика?
-Нет, политика меня интересует как объект наблюдения, но я совершенно не терплю политику.
Всегда старался жить согласно триединому правилу – никаких титулов, никаких званий – никаких карьер… Считаю, что должен попросту писать. Все, что не писательство, что не служит писательству, считаю потерей времени…

Стр 107

Невозможно сейчас вообразить себе жизнь мирового сообщества без средств массовой информации. На ранних этапах человек не мог обходиться без оружия, а сейчас его существование невозможно без средств массовой информации. Опасность заключается в том, что медиа, которые стали сильны, перестали заниматься только информацией. Они поcтавили перед собой амбициозную цель - формировать действительность. Все чаще воспринимаем такой образ мира, какой показывает нам телевидение, а не видим его таким, каков он в действительности. Телевидение делает так, что живем мы в мире сказки. История, которую мы узнаем из телепрограмм, возникает не в связи с нашей реальностью, но в нашем воображении.
Мы ее только воображаем, правда, на основе правдивых элементов, однако их композиция зависит от нас … В зависимости от того, как мы скомбинируем эти элементы, мы получим либо образ, близкий к реальности, либо совершенно противоположный. Это род мистификации мира - фабуляризации.
Роль телевизионного образа огромна. Мы должны, однако, отдавать себе отчет, что образ не побуждает к раздумью, только воздействует на наши эмоции.
Как часто мы сталкиваемся с тем, что люди путают понятие «видеть» с понятием «понимать». Например, мы слышим, как две особы препираются. Одна говорит - Моя дорогая! Ты не права! То, что ты говоришь – неправда! А другая особа ей отвечает - Как это я неправа? Я ведь это видела по телевизору!
Воспринимая мир через медиа, мы познаем одни следствия, поверхностные события. Если мы не знаем их причины, мы не в состоянии их понять. Но одновременно медиа, не будучи в состоянии объяснить все происходящее, решается на селекцию. Главной причиной, порождающей искажение информации, является сокращение. Когда последнее время в CIF я смотрел в течение нескольких часов телевизор, у меня создалось впечатление, что после трех часов – siezcki z povrotom я обнаружил себя в исходном пункте. Появляющиеся друг за другом новости друг друга исключали, представляя набор противоречивой и совершенно не связанной между собой информации.
В традиционной прессе журналист брал на себя ответственность за то, что писал, подписывая тексты собственным именем. Сообщение же, которое мы видим в CNN, прошло через столько рук и столько раз подвергалось обработке, что в результате мы получаем анонимный образ. Образ совершенно измененный, нарисованный прессой.
Для историка, живущего в 21 веке, основным источником знания о нашем столетии будет телевизионный архив, миллионы километров пленки. В то же время на телевидении получаем версии истории чрезвычайно подчищенной и драматизированной.
Zooming камеры - это тоже способ видения мира, сближаются фрагменты образов совсем иначе. Я видел Москву во время путча. Это был, в общем, спокойный город. Телеведущий на Западе отобрал образ пылающего танка, а не знал, что двести метров дальше выстроилась обычная очередь, потому что как раз привезли дыни. Великим достижением новейшей школы французских историков было обращение к различным источникам истории – документам, до того историю наполняли деяния королей и военных. Марк Блох и другие исследовали, каковы были цены на зерно, какая погода. Старались показать историю во всем ее бесконечном богатстве, сотворить облик как можно полнее… Сейчас поворот развития в обратную сторону. Мы видим внезапно гибнущих людей, какой-то пылающий танк, но не знаем о том, что делается вокруг. Мои сотоварищи, мир заграничных корреспондентов руководствуется не только действительным процессом создания истории, но также поведением других средств массовой информации. Все одновременно собираются в Москве или к Персидскому заливу...
Почему же все съехались в Руанду? Телевизионные группы не едут в Анголу, где уже двадцать лет длится мало театрализованная война, или в южный Cудан , куда трудно добраться . Руанда легко доступна, все хотят быть там, где совершается трагический, но «фотогеничный» массовый апокалипсис.
Медиа в Руанде оказались в двойной ловушке . Во-первых, с годами падает интерес к третьему миру, к Африке. Мало специалистов, следовательно, в Руанду едет, кто под рукой.
Во-вторых, такой апокалипсис высвобождает механизмы гуманитарных рефлексов, нужных западному обществу. Такое множество жестоких снимков, дети плачут над телом матери. Однако зритель не может вынести так долго изображения ужасов с только с одного какого-нибудь места в мире. Поэтому холера в течение трех дней исчезла в лагерях беженцев - по крайней мере с западного телевидения. Однако, если бы там не было телевидения, о кошмаре в Руанде узнали бы только единицы. Прошу вас представить - в тех самых новостях телевизионных видим четырех корреспондентов. Один говорит из лагеря руандийских беженцев.
Через двадцать секунд мы уже в Саратове, где поймали страшного бандита. Через минуту мы в Бангладеш – борющаяся за равноправие писательница выходит из суда, еще через минуту корреспондент из Лос-Анжелеса говорит о деле Симпсона. В течение одной минуты в нашем жилище появляются образы из четырех сторон света. Аннулированной остается честь нашего воображения . То, что происходило, произошло в разное время дня и ночи, а мы получаем это в одно время, в одночасье, в семь вечера, тем самым обесцененным оказалось время . Человек стоит перед проблемой, как все это упорядочить, где все это в уме разместить. Когда Генри Мортон Стенли ехал в Конго, он путешествовал целый год, а следующий год писал. Он был единственным средством массовой информации. Это было сто лет тому назад! Сейчас каждую информацию готовит целый коллектив людей. Наше знание о мире все больше становится знанием коллективным. Множество средств массовой информации становится умноженным на множество издателей. Думаю, что устремляемся в мир, где все – и книга, и фильм будут сборным продуктом. При таком деле анонимном исчезает проблема ответственности, погребенная всеобщей постмодернистcкой относительностью. Однако человек не может жить в таком мире. Реакцией на релятивизацию является национализм, расизм, фундаментализм. Избавление человека от всех границ является для него непосильным.
Развитие средств массовой информации поставило перед нами одну из главных проблем этики, -а именно проблему правды и лжи… В средние века средством коммуникации было письмо …Пишущий его, если лгал, обманывал определенного человека. Позже Гитлер мог обмануть четыреста –сорок – миллионов человек, Сталин – двести миллионов…Сегодня некоторые программы телевизионных сетей смотрит миллиард .Если туда проникнет ложь, то она станет увеличенной в миллиард раз. Тяжесть преступления станет тем самым несравнимо больше.

Поэтому так важен успех текущих в мире процессов демократизации. Потому что только демократия может ограничить поле создания лжи.
…Работа заграничного корреспондента все менее становится заметна. Причина также в накопительстве – философии сегодняшнего мира. Консумеризм требует покоя, хорошего самочувствия удовлетворения. Кроме того, надлежит сокращать редуцировать до минимума все, что не вписывается в этот образ - бури. Показывать как можно меньше конфликтов. А их в мире около семидесяти, cреди них несколько «забытых войн». Люди не имеют понятия, что они продолжаются. Существует большая разница между тем, что корреспондент хочет показать и плодами его труда, которые прочитаны, выслушаны и показаны потребителю.
Но, с другой стороны, наступает брутализация передачи, все более шокирующая. СNN имело в восьмидесятых годах огромный успех, транслируя напрямую драматические ситуации из разных частей света. Наиболее яркий пример – война в Персидском заливе Было это очень специфичным приемом, показывающим войну как зрелище, в совершенстве подходящее для философии консумеризма. Такие относительные войны, которые не мешают нашему ужину или ланчу .Это эстетизированное зрелище события, которое в действительности кровавое и ужасное. Встречаюсь с молодыми репортерами. Это люди очень начитанные, амбициозные, с большими страстями. Хотят быть новыми Прушиньскими. Вопрос только в том, позволят ли условия, чтобы у них возникла такая возможность. -Есть у них робость перед своей профессией?
-Да, они боятся … В массовых радиостанциях нужны люди, которые умеют нажать на кнопку, чтобы пустить диск и время от времени дать рекламу. Для этого не нужно быть журналистом. Для того же, чтобы написать хороший репортаж, объясняющий, что делается на свете, или комментарий, рассказывающий о том, как интерпретировать какое-то явление, нужен журналист. Честолюбивая журналистика, например, литературная журналистика, осталась отодвинутой в район литературы. В средствах массовой информации для них нет места. Масс-медиа все больше будут становиться частью развлекательной индустрии. В английском языке, который быстрее реагирует на эти перемены, существует понятие меdia industrial complex - аналогичное функционировавшему во время холодной войны понятию военно-промышленный комплекс, который стал становым хребтом послевоенной системы.
Но холодная война закончилась, вооружение перестало быть главным промыслом мира, важным стало производство развлечений и средств массовой информации, все сильнее меж собой связанных.
В газетах корреспонденции из-за границы занимают все меньше места, предпочитая им информацию местную и региональную. Живем в парадоксальной ситуации. С одной стороны, становимся глобальной деревней , располагаем неограниченным числом данных о мире, с другой же стороны, людей все меньше интересует то, что делается за границами их края. Быть может, разум человека не в состоянии объять мир – так велик он, у нас привычка отодвигать от себя информацию, которая не трогает нас непосредственно …
Часто встречается утверждение, что все человечество живет средствами массовой информации. Это преувеличение. Даже если согласиться, что такое необычное событие, как, например, открытие олимпиады смотрят два миллиарда зрителей, то все равно, это только треть человечества. Даже телевизионные сообщения об очень важных мировых событиях смотрят не более чем десять – двадцать процентов жителей нашей планеты.
Это, конечно, много, но все же не « весь мир».
В реальности около сотни миллионов людей живет безо всяких контактов со средствами массовой информации, либо сталкивается с ними только спорадически. Я сам жил в последнее время в таких местах в Африке, где не было ни телевидения, ни радио, ни одной газеты. Во всей республике Малави выходит только одна газета, в Либерии – две очень плохие, скверные. Телевидения там совсем нет. Во многих краях света телевидение вещает только два – четыре часа в сутки. На значительных пространствах Азии,- например, в Сибири, в Казахстане, или в Монголии – даже если существуют телевизионные станции – то оборудование, каким располагают люди, делает невозможным прием. Помним, что, например, при Брежневе значительная часть Сибири не глушилась, потому что и так не было ни у кого там приемника, по которому бы могли слышать западные голоса. Значительная часть человечества живет без достижений средств массовой информации, не тревожась о том, манипулируют ли ими, или как бы чересчур жестокие сериалы не воспитали их детей в духе агрессии…
Впрочем, во многих краях мира, например, в Африке или в Латинской Америке, телевидение изначально трактовано как средство забавы и развлечения, потому там телевизоры устанавливаются главным образом в барах, ресторанах или гостиницах. Идет человек в бар выпить и при случае бросить взгляд на малый экран. Никому там не приходит в голову ждать от телевидения чего-то большего, чтобы это средство массовой информации воспитывало, информировало или объясняло мир, подобно тому, как мы не ждем этого, когда идем в цирк.
Отношения мировых средств массовой информации и Третьего мира претерпели изменения.
Средства массовой информации сейчас чаще концентрируются на развитых обществах, если уж делают какое-то сообщение из стран Третьего мира, то только тогда, когда доходит там до резни, как, например, в Руанде, где происходит что-то очень страшное, но очень драматичное, и не предоставляют сообщений об обычной истинной жизни. Это не журналисты изменились. Они делают то, что им говорят. Это шефы cредств массового процесса – которые не видят в этом никакого интереса. Проблема лежит в том, что медиа cконцентрированы на верхней части земного шара, вторая половина же совершенно игнорирована.
-Просматривая альбом Ваших фотографий Африки, удивились тому, как значительно образ Ваш разнится с привычным нам. Ваша Африка – безмятежная, улыбающаяся, ни на одном снимке нет ни униженности, ни страдания в ней, ни голода. Какова же правда о том мире?
Или это был только выбор для этого альбома или так на самом деле выглядит Африка?
- Так я ее вижу, но снова мы касаемся основной проблемы. В самой возможности оптики уже вписана информация. Объектив всегда занимается селекцией, показывая какой-то фрагмент действительности, который, посредством механизма увеличения, приобретает достоинства образа целого.



___________




На главную»
О проекте»
Архив»
Контакты»

________


Найти:


на human-house.narod.ru
на Народ.Ру
на Яндексе

________

 Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

КОНТАКТ:
tel: (+373 22) 40 68 47
e-mail: scebneva@rambler.ru
ICQ: 263656544
http://www.human-house.narod.ru


___________
___________

 Праздники сегодня: 


___________


МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАДИОФОРУМ


___________

  ТЕАТРЫ: 






«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

ПОЭЗИЯ:




___________


Галерея “КОРИДОР”
___________

  ВЫСТАВКИ:  



___________

  КУЛЬТУРА: 

 

Сайт управляется системой uCoz