МЕЖДУНАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
онлайн-дайджест • культура в мире
«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» открыта поэтам и прозаикам, эссеистам и драматургам, сценаристам и публицистам, литературным критикам,
Мастерам и только пробующим перо.
Пишите нам на всех языках.
Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» 2008,№ 2Декабрь
Василе Василаке
В предисловии к избранным произведениям, которые были изданы в издательстве «Литература артистикэ» в 1986 году, Михай Чимпой – председатель Союза писателей Молдовы, литературный критик, академик АН Молдовы –писал: « Василаке пришел в литературу не из литературы, а из жизни.» « Василе Василаке начинает всегда от Адама и Евы, как и его герой Николай Бостан». В сборнике - «Элегия для Анны – Марии», “Улыбка Вишну», «Исход четвертого дня», « Сказка про белого бычка» «Небылицы о жизненных путях». За эту самую «Сказку про белого бычка» Василаке стал изгоем у себя на родине, в Молдавии. «Сказка про белого бычка» была напечатана в Москве после того, как ее запретили в Молдавии. Казалось бы – что тут такого – обычная сказка про белого бычка – или про красного петуха – как переводится это изречение в Молдове. А вот же… Наверное, потому что во все времена боялись власть предержащие мудрецов – боялись неведомого знания – потому что так боялись вопросов. А Сказка таила в своей простоте неведомое высшее знание – есть в ней что-то от евангелических ритмов, от глубинных, вечных , интонаций. Василаке вопросов не боялся – он задавал их всем - своему собеседнику Сократу и соседу, что живет рядом на улице Щусева, крестьянину, священнику и просто встречным… И еще была тайна текста . Текст Василаке невозможно сокращать – такой он живой, пульсирующий, многомерный – невозможно вырезать абзац – все исчезнет. Исчезнет с текстом мир, с которым текст был неразрывен. Василаке всегда был открыт миру – я пишу был – потому что Мастера не стало.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ
ВАСИЛЕ ВАСИЛАКЕ:
Как только ты осознаешь необходимость быть честным с самим собой,- все проясняется и все видится в этом мире. Почему? Потому что ты, во-первых, сам себе хозяин, сам себе каждый день являешься подотчетным самому себе. И тогда мир становится – как Кант говорил – «Мир слишком согнут или слишком изогнут, чтобы его поправить!». Тогда ничего не остается, как работать над самим собой. И быть самому – прямым, вертикальным – назовите – добрым – и прочее, и все качества, необходимые личности… Потому что понятие «личность» - я даже с умными людьми спорил – да, говорю я, Наполеон не личность. Потому что это великий вождь армии, талант только в одной сфере. Нравственных добродетелей у него нет. И поэтому умирает, как мышь, подкормленный ежедневно на Святой Елене отравленными продуктами - маленькой дозой.. Вот разница между личностью и индивидуальностью, божьим даром как великого военного стратега, очень одаренного и прочее, прочее, прочее, прочее, но это не личность! Я спорил по этому поводу с моими знакомыми. Сейчас слово – а как стать личностью?
И поэтому любой чиновник из ЖЭКа – есть он личность или нет, начальник ЖЭКа? Не может быть он…Он обыкновенный служащий…А остальные качества его неизвестны. Но министр – говорят мне – он - личность. – Какая? Откуда? Потому что от личности самой требуется ежедневное самоуглубление на уровне главной добродетели, которая есть в нем…Сократ личность? Да! Потому что он умирает в соответствии со своей совестью! Видя, чуя, верней, что дела в Афинах плохи и Афинам долго не быть великим городом со своими великими…Есть такая теория, между прочим, по поводу того, почему самому Сократу предлагается – беги, ты не виноват! Да, я не виноват, но я подотчетен моему городу, закону моего народа, я их не могу нарушить, иначе…За этот город, за Афины я пошел на войну и воевал согласно законам, в соответствии с ними, и сейчас Афины меня обвиняют. Народ – в скобках будет сказано – те, кто приходили и слушали великого Сократа, их кормили, три дня шел процесс, три дня – а давай за счет государства поприсутствуем на этом спектакле Сократа? Сократ говорит – вы попомните, я живу ради вас и умру тоже ради вас… Если вы решите, что я в чем - то виновен… Были ложные доносы – почему он не брал денег со своих учеников, с самого Платона и других? Нет, вот так мне приятно - всего-навсего… Я иду по улице и говорю – слушай, почти анекдот. Встретил юного парня лет семнадцати - двадцати – и спрашивает – слушай, где здесь мясо продают? А парень говорит – вот за углом есть продажа мяса, лавка…Хорошо, спасибо большое… Слушай, слышишь, да? А ты не знаешь, где продается добродетель? На что он ответил – а это что такое? Тогда Сократ говорит – пойдем немного, я тебе объясню. Денег не брал, а его обвиняли в том, что он вот таким образом мутит мозги молодежи… Ну, мы можем и в наши дни встретить такие обвинения и прочее … Поэтому мы начали издалека, с четвертого века до нашей эры. Ну, скажем, из современных личностей кого я мог бы процитировать? Кто освободил Индию? Ганди – это есть личность. Кто уехал в Африку лечить людей от проказы? Швейцер… Да, вот, пожалуйста, из современных ...Мать Тереза... Проходят года, столетия, и вдруг вспоминают, что это были великие люди… И вдруг мы поклоняемся уже их имени… Больше ничего… А так как мир в данный момент очень занят самим собой, нас покорил – я имею в виду современных наших деятелей , которые заняты заработками – то есть доллар или евро наложил на нас лапки, и знаем ,что это великий человек, потому что его зовут Гейтс… Миллиардер на самом деле – кто его знает? Какие у него добродетели?
Удивительное явление современности – бомж!
Вот – удивительное сочетание в бомже и- любопытная смесь лжи и правды для того, чтобы просуществовать, прожить, ждать смерти … Он лжет в одном месте и прослезится в другом… Здесь на улице Щусева есть женщина, которая, встречаясь с корреспондентом, рассказывала свою жизнь, он напечатал в газете, что ее выгнал сын… Cама она алкоголичка, но сын – нет, она спит дома …Но каждый день на ступеньках музея Щусева постелет себе картонку и – если ей дают два лея на пятьдесят граммов – она счастливая… Врала, что сын ее выгнал. Выгнал, ну, из-за того, что она пьет… Это другой вопрос… Она, помню, мне показывала – вот, обо мне в газете написали! Не лишена желания быть героиней -в кавычках - в газете, по-моему, в «Комсомольской правде», в Кишиневе напечатали вот такую статью… Вот такая история с моими - в кавычках - соседями, которые на ступеньках музея Щусева… Да нет, они в своем роде ,как говорится, общество должно иметь всю гамму, все ступеньки общества, начиная от прощелыги – они тоже наши учебники, если хотите…
Вот если бы у меня сейчас были дети – я бы с ними прошелся даже по биографиям этих людей… Эти люди хотят быть мифами и рассказывают мифы… Одного я приютил, другому мой сын дал квартиру и телефон… Как он ответил на это добро? Он обокрал квартиру и телефон украл! Значит – ну, не знаю, этот сначала был у меня, я ему давал крышу, он работал, не пил определенное время, ходил в церковь, а потом сорвался… И закончил опять в корчме или, по крайней мере, сто граммов! Теперь даже на улице ему стыдно показаться! Поэтому я говорю – каждый человек – это учебник в своем роде, если вчитываешься в этот живой учебник, если можно так выразиться!
А теперь – ну что делать! Во-первых, церковь как учреждение - в кавычках - где каждое воскресенье поп или священник выступал, как я выступаю теперь перед вами! Милые мои, взгляните вокруг себя, дайте бедному, дайте – вопрос - пьющему стоит пожертвовать лей или два лея? Ну, зависит от того, как посмотришь!
Священник свои уроки добродетели не делает в церкви. Почему? Потому что он бывший тракторист. Или, по крайней мере, очень нравственно слабо подготовлен, поэтому он уже как лицо и пример для остальных не является. И все указывают – посмотрите – священник такой во сколько этажей дом построил, я могу тоже на Щусева показать четырехэтажный дом священника. Где – в Сибири он заработал – нет, это жертвы верующих, но, если жертвы верующих – он не подарил – семье из двух – трех – четырех человек – чем ему не хватило одноэтажного дома, он построил четырехэтажный – пустует! Если бы посмел cвященник об этом говорить, даже о своих священниках – то есть сотоварищах во имя Бога – по-моему, это был бы бунт – ну как вам сказать – против самого понятия церковь! Становится – и братва наша – да, верующие – неверующие... Я не могу забыть! ( смеется) – когда давным –давно, лет сорок тому назад умер мужик, пришел священник, говорит- я его не похороню . А бедным был крестьянин… Вдовушка… Но они не были венчаны в церкви… Для венчания в церкви нужно было тогда пятьдесят рублей. Платите сначала пятьдесят рублей, я вас повенчаю к вечеру и завтра похороню! Вот такой торг шел у меня в родном селе! Поэтому я – удивительно – я не обвиняю! Я знаю, что люди мирятся даже с этими ложными согнутыми долларами или леями или евро! Согнутые люди… Сгорбленные… Да, доживем свой век, закончим в этой лжи - полу-лжи –полуправде… И люди живут, действительно! Река жизни нигде не останавливается! Она идет сама по себе… Вот сейчас я часто думаю – как опоясан земной шар конфликтами! И думаешь – чего им, во имя чего? Кто на этом загребет деньжат? Возвеличивает себя в качестве освободителя, будем называть в кавычках или без! Да Бен Ладен пусть будет Бен Ладен! Да призадумаешься… Нет, слишком изогнута человеческая натура, чтобы ее поправлять! Но должны множиться люди, которые видят в естественном свете под светлым небом всю неурядицу… А неурядица самая грустная в том, что помножилась на земле жестокость… Нетерпимость… Святые книги позабыты или из них выдраны странички, которые показывали бы правильный путь простому человеку… А простой человек трудится, и то, что я говорю с вами, он может себе такую роскошь – говорить - позволить лишь вечером… Потому что рано встал, пошел на работу, на работе - давай сухой песок для того, чтобы был хороший цемент! На работе бригадир окликнул его – кто-то выругался – значит, целый день он под колпаком, под гнетом – под командами, потому что для меня «гнет» звучит слишком жестко. И поэтому вечером, когда я был ребенком, когда садились за стол – мы крестились. Дети. Святой ужин - если кусок хлеба брошен – это грех! Сейчас я несу мусор и всегда вижу брошенный хлеб, - вместо того, чтобы сохранять под видом сухарей… Вспомнить сорок седьмой год! Я обнаружил на днях в своих бумагах – сорок седьмой год и голод! Мы забыли, мы не знаем это теперь! Мой внук мне говорит – самый лучший салат – это мясо! Вот… Я смотрю -видите, если бы мы своими страданиями, своим прошлым, свое прошлое не привносили в сегодняшний день - это постоянный урок, если не привносили голод к нашему сознанию, то, действительно, можно говорить так, как говорит внук – лучший салат – это кусок мяса! Да, так я вернусь к тому трудяге, который вечером… Если бы у нас – не вести дневник – а перебирать прошедший день перед сном или перед ужином… Просто я сейчас часто думаю – почему я нее стал попом! (смеется). Священником ! Было бы очень забавно читать лекции в мои годы, о чем мы с вами сейчас говорим.На днях вспомнил информацию – на каком-то острове близ Суматры тамошние мужчины занимаются онанизмом под деревом, дабы земля была жирная . И – скачок в наши дни – чтобы дерево давало большой урожай! Я так в своих размышлениях думаю, а что делает современный, архисовременный человек? Он носит в кармане презерватив – извините меня – свои мужские семена бросает в урну, из урны везем на свалку, где поест семена ворон или собака оближет. И я говорю – какая разница между тем дикарем, который занимается мастурбацией под деревом и этим мужиком с презервативом в кармане! Тебя охватывает ужас, что человечество только меняет свои дурные привычки - мастурбацию под деревом ! В то же время свое семя бросает в урну – в то же время современный человек 21 века! Еще цивилизация до него имела десять тысяч лет! Вот, пожалуйста, призадумаешься! Я бы, ну, конечно, будучи в школе, - я одно время был преподавателем - - вот этим современным людям с мобильными телефонами говорил бы об этом – ребята, на мгновение подумайте - потому что можете отрицать, а «самый лучший салат - это мясо» - можете сказать. Но в то же время один из них, среди этих двадцати учеников с мобильными телефонами под школой - собственность – подумал бы, скажем, о цунами , подумал бы о землетрясении - подумал бы - а что в Северном океане сейчас делается, что открылся новый путь на восток через северный океан… А Солженицын еще под Брежневым говорил – слушай – вместо заседаний Политбюро – я бы поставил и один дополнительный вопрос – а что, если случится гецарь – как по-русски? – ледники – растопятся? Гецарь – что будет с нами? Я помню, это читал, и я сказал – слушай, это большой человек, потому что ставит эти вопросы! Вот такие вопросы надо ставить! Мы их не разрешаем, потому что нельзя колпаком покрыть солнце или небо, нельзя… А эти вопросы для размышления - пусть будут восклицательные знаки такие вопросы - мы тогда чуть-чуть были бы другими… И тогда смотрели бы на крещеного человека иначе, чем на некрещеного …Посмотрели бы на алкоголика другими глазами - это болезнь, мы бы сказали, я сочувствую тебе, ты опоздал, потерял тропу, потерял путь, потерял тропинку бытия… И тогда бы мы были добрее – понимающие… Как понимающие – человек становится добрее… Если он вникает в вопросы, которые вокруг себя – а вопросы множатся! На земном шаре… Множатся, добавились многие… Раньше был голод, неурожай! А теперь появились цунами, землетрясение в 7-8 баллов! Это лето, которое мы пережили …Эти города смытые и села… Призадумываешься – чему ты свидетель в начале 21 века? Если слушает нас человек, который хоть на пять минут призадумается - не надо больше – если ты не крестишься, не молишься, ты, по крайней мере, так, по-земному призадумаешься – как дышится в городе и как дышится в селе и почему – вчера читаю – люди города не хотят заниматься озеленением – потрясающе! Когда я читал, я обомлел! Почему? Нет, для этого надо знать – и косить, и копать – послушайте, а почему человек стоит на двух ногах и является голой обезьяной? Почему? Потому что копал, потому что косил, потому что уйма дел! И на днях вот подумалось об академике Ливиу Ребряну, который еще, будучи принят в тридцатые годы в академию выступил на тему – румынский крестьянин – это последняя наша аристократия трудовая, аристократия с мозолями! Вот горожанин не хочет мозолей, не хочет! Поэтому нынешний директор озеленения - зеленого фонда города нынешнего не может найти рабочих в городе! Поэтому один крестьянин, завезенный за тридцать километров в город, обходится вдвойне - потому что машина – камион – привозить и отвозить в село! Вот такие вопросы !Каждый день! Кстати, я читал удивительное высказывание Стенедаля, который говорит: « О! Когда газета заменит церковь!» Удивительно, когда я сказал своей дочери, она говорит «Папа, мне это очень нравится! Где же ты читал?» Я говорю: « Вот читай Стендаля и найдешь! – когда газета заменит церковь !» Теперь смотришь на газету – ну она и не церковь сейчас – но, по крайней мере, более распространена, чем, скажем, церкви! Вот сейчас мы строим храмы, строим ,строим – а готовим ли мы священников – на каких учениях – Христа, Евангелия, Старого Завета, а современный мир кишит – я не боюсь этого слова - идеями темными, светлыми, а сам священник должен и знать, и понимать – чем безграмотные старухи ворожат – он должен знать это! Поэтому я ничего не могу сказать – кроме, значит - давайте возьмемся за руки и будем ставить вопросы друг другу -как ты думаешь? Один может сказать – не знаю, другой может сказать – я тебе скажу, что такое добродетель, как Сократ говорил своему юному афинянину, поэтому нужно постоянно эти вопросы ставить – родителям я бы посоветовал – ведь если бы я был учителем (улыбается) – я бы сказал сегодня – ребята, спросите у ваших родителей, что они сегодня делали и довольны ли они тем, что сделали сегодня? Объясни, пожалуйста, чем ты доволен? И тогда дети учились бы у родителей и родители учились бы у детей взаимными вопросами.