МЕЖДУНАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
онлайн-дайджест • культура в мире
«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» открыта поэтам и прозаикам, эссеистам и драматургам,
сценаристам и публицистам, литературным критикам,
Мастерам и только пробующим перо.
Пишите нам на всех языках.
Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» 2012, № 4
Сентября
Марина Аграновская
Я родилась в Москве, в чудесной семье. Родители мои, Мириам Аграновская и Анатолий Сирота, были, как тогда говорилось, "технарями", причем весьма преуспевшими в своей профессии. Но в каждом из них жил гуманитарий. Мама привила мне любовь к литературе, отец сумел заинтересовать архитектурой. В доме была обширная библиотека, в том числе много книг по искусству; каждые каникулы мы проводили в путешествиях по России, Украине, Прибалтике, Закавказью или Средней Азии. У нас бывали в гостях художники, мы не пропускали интересных выставок, и я, естественно, хотела учиться на искусствоведческом факультете МГУ.
>>>
В те годы, однако, с пресловутым "пятым пунктом", к тому же без весомых связей в гуманитарном мире, туда и соваться не стоило. Пришлось оставить свои гордые мечты и скромненько поступить на филфак МГПИ (Московского государственного педагогического института). Это, впрочем, тоже было очень неплохо: не получится стать искусствоведом – стану филологом, тем более что мой школьный учитель словесности, знаменитый на всю Москву Юлий Халфин, прочил мне прекрасное будущее на ниве литературоведения.
Филологом я стала, а вот работу по специальности найти не смогла. В литературных музеях все места были заняты, к преподавательской деятельности у меня склонности не было. В конце концов, по рекомендации друга детства моего отца, Максима Горохова, удалось пристроиться в некий Центр художественных выставок при Министерстве культуры РСФСР, где мне пришлось иметь дело как раз с тем, к чему я так стремилась, – с изобразительным искусством.
Присутствие на художественных советах, посещение мастерских художников, формирование выставок – все это давало в руки интересный и еще никем не освоенный материал. Но я долго не решалась послать даже заметку в газету. Потом все же начала писать статьи, посвященные современным скульпторам и художникам прикладного искусства. Они давались мне очень нелегко: не хватало нужных слов, и я взялась за чтение специальной литературы – книг и журналов по искусству. Когда первая серьезная статья была готова, возникла новая проблема: как проникнуть в редакцию приличного журнала?
Кто меня, никому не известную особу, порекомендует? Помог случай. В лифте "Литературной газеты" я познакомилась с поэтом Леонидом Латыниным, который дал мне превосходный совет: "Идите в журнал „Декоративное искусство“. Там сидят дельные люди. Если статья хорошая, они ее опубликуют и не посмотрят, что вы пришли, как говорится, с улицы".
Я последовала совету, и мою статью, а вслед за ней и много других, напечатали! Журнал "Декоративное искусство", уютный "скворечник" под крышей престижного дома в центре Москвы, был в 80-е годы настоящим островком свободы. Наталья Давыдова, Ада Сафарова, Людмила Крамаренко, Стелла Базазьянц, Лев Смирнов были для меня не только строгими редакторами, но и доброжелательными учителями. Я торопилась работать, бралась за самые разные сюжеты: репортажи о выставках, очерки о молодых художниках, статьи о народном искусстве и оформлении городской среды.
Постепенно мои материалы стали публиковать и другие журналы – "Творчество", "Юный художник". Через несколько лет статей набралось столько, что я смогла вступить в секцию критики Союза художников СССР. Это было для меня очень важно: членство в Союзе компенсировало отсутствие специального искусствоведческого образования. Впрочем, я уверена, что никакое образование не заменило бы мне общения с яркими талантливыми искусствоведами Ларисой Кашук и Викторией Вольпиной, которые буквально по-матерински опекали меня. В середине 80-х меня приняли на работу литературным редактором в издательство книг по искусству "Советский художник".
Моими коллегами стали те самые выпускники вожделенного искусствоведческого факультета МГУ, на который я в свое время не осмелилась поступать. С помощью Эллы Ганкиной, заведующей редакцией альбомов, и главного редактора издательства Ольги Мамонтовой я осваивала премудрости редакторского дела. Казалось, что моя карьера состоялась: впереди творческая работа, общение с интересными людьми. Но, как и у многих наших современников, годы перестройки все изменили в моей жизни. Издательство "Советский художник", переименованное в "Галарт", с трудом выдерживало испытание на коммерческую прочность.
Книги, в которые автор и редактор вложили много труда, часто так и не выпускались - то себестоимость слишком высокая, то тираж слишком незначительный, то бумаги подходящей нет. Прежде довольно высокая зарплата обесценилась до неприличия. Люди помоложе и поактивнее начали уходить из издательства. Я тоже подумывала о переменах, ждала подходящего случая, и вот он представился.
В начале 90-х годов в Москве появилось удивительное учреждение: Еврейский университет и при нем издательство "Гешарим". ("Мосты"). Директор и главный редактор издательства Михаил Гринберг жил большей частью в Израиле и нуждался в надежном помощнике, который в его отсутствие смог бы готовить к публикации книги по еврейской тематике.
Этим помощником стала я. До сих пор не понимаю, как у Гринберга хватило смелости предложить мне эту работу и как у меня хватило самонадеянности согласиться! Еврейской культурой я всегда интересовалась, но этого было катастрофически недостаточно, чтобы редактировать сложные научные тексты по истории, литературе, религии. Снова пришлось учиться по ходу дела. Так возник еще один круг моих профессиональных интересов – иудаика.
Несколько лет прошло в увлекательной напряженной работе, и опять в моей жизни произошли перемены. В 1996 году родилась моя дочь Алиса, а в 1998 году наша семья переселилась в Германию. Мне представлялось, что для литературной деятельности у меня больше не будет возможностей. Но это, к счастью, оказалось не так. Благодаря журналу "Партнер" (Дортмунд) и "Еврейской газете" (Берлин), мне удается сейчас публиковать статьи на все темы, которые я "освоила" за годы жизни в России.
Более того, к ним прибавилась еще одна. Свой опыт обучения русскому языку ребенка, живущего за границей, я обобщила в цикле статей "Русский + немецкий: как вырастить ребенка-билингва". Иногда мне кажется, что не я выбирала свои сюжеты - они сами выбирали меня. Итоги моей журналистской работы в Германии представлены на этом сайте.
Брайзах - мост в Европу
Мостом в Европу называют в Германии Брайзах (Breisach am Rhein) - небольшой городок на берегу Рейна, у подножия покрытых виноградниками склонов Туниберга (Tuniberg) и Кайзерштуля (Kaiserstuhl).
Расположенный между Фрайбургом и Кольмаром, Страсбургом и Базелем, Брайзах заслужил и еще одно название – «маленький город с большой историей». В 369 г. здесь обосновались римляне, однако вскоре их вытеснили германцы.
В конце 12 века герцог Бертольд V фон Цэринген (Berthold V. von Zaehringen) построил на высоком скалистом плато над Рейном неприступную крепость. Судя по старинным гравюрам, средневековый Брайзах, с его мощными крепостными стенами, высокими башнями и стройными церковными шпилями, был чудо как красив.
Значение этого города, ставшего единственной рейнской гаванью на всем пространстве между Базелем и Страсбургом, было очень велико, но увы, удачное расположение принесло ему не только выгоды. Брайзах всегда находился в центре драматических событий европейской истории: он несколько раз подвергался осаде, менял свою территориальную принадлежность, разрушался (особенно сильно в 17 и 18 веках во время Тридцатилетней войны и Великой Французской революции).
И не случайно именно в Брайзахе, этом многострадальном пограничном городе, в 1950 г. впервые на нашем континенте было проведено историческое голосование: жители города высказались за строительство объединенной Европы. В память об этом событии на площади Marktplatz в 1962 г. был сооружен фонтан Europabrunnen. На этой же площади находится туристическое бюро, где вы сможете получить всю необходимую для экскурсии по городу информацию (Breisach-Touristik, Marktplatz 16). Мы же расскажем о главной достопримечательности Брайзаха - соборе Св. Стефана (St. Stephansmuenster).
Подъезжая к Брайзаху, вы уже издалека увидите собор, эффектно возвышающийся на крутой горе Muensterberg. Его стены буквально вырастают из скалы, как ее естественное продолжение.
Время не исказило художественный замысел древних строителей этого храма. Ничто не мешает нам воспринимать его архитектуру, как это, к сожалению, часто бывает со средневековыми соборами, которые прежде, возвышаясь над низкой городской застройкой, определяли силуэт города и царили над ландшафтом, а нынче зажаты со всех сторон высокими современными зданиями, и рассмотреть их как следует можно, пожалуй, только с вертолета.
В Брайзахе же, неспешно поднимаясь по романтической улочке Muensterbergstrasse, мы с каждым шагом словно удаляемся от повседневной суеты и настраиваемся на возвышенный лад. Вокруг только грубо отесанный серый камень крепостных стен, средневековые башни, живописно вьющиеся
растения, брусчатка мостовой, горы вдали и собор, который с каждым поворотом дороги предстает перед нами в новом ракурсе, и его силуэт на фоне неба кажется все более внушительным. И вот мы на соборной площади Muensterplatz. Надеюсь, вы выберете для путешествия в Брайзах ясный солнечный день, потому что открывающийся с площади вид - одно из самых сильных впечатлений от поездки.
На западе перед вами предстанут долина Рейна и горная цепь Вогезы (Vogesen), на востоке – панорама Шварцвальда, Кайзерштуль и Туниберг. Собор Св. Стефана строился без малого 300 лет, с 1200 г. до конца 15 века, поэтому в его архитектуре соседствуют монументальный романский стиль и утонченная поздняя готика.
Этот характерный для архитектуры многих средневековых соборов переход от романского стиля к готике особенно заметен при взгляде на башни храма: возведенная в первую очередь северная башня - романская, меж тем как более поздняя южная – готическая. В готическом стиле выдержаны также хор (примыкающая к алтарю восточная часть храма) и западная часть собора.
Произведения искусства, украшающие интерьер собора Св. Стефана, сделали бы честь любому городу. Резной деревянный алтарь собора выполнен мастером с инициалами H.L. (предположительно - Hans Loi или Hans Liefrink) в 1523-26 гг.
Легенда гласит, что когда городские старейшины попросили великого художника Альбрехта Дюрера (Albrecht Duerer) помочь создателям алтаря советами, тот ответил: «Брайзах не нуждается в советах со стороны. В городе есть большой мастер, Ханс Лифринк, которого я высоко ценю как своего друга и
ученика». Молодой резчик создал алтарь дивной красоты, и в награду за искусную работу художнику было разрешено взять в жены девушку, родители которой долго отказывали ему. Историки искусства сомневаются в достоверности этой легенды, но высочайшая художественная ценность алтаря ни у кого не вызывает сомнений.
Его центральная часть изображает сцену коронования Девы Марии: Бог-отец и Иисус держат над ее головой украшенную цветами и музицирующими ангелами корону. Чтобы оценить виртуозное мастерство резчика, легко и естественно сочетающего готическую экспрессию с реалистической достоверностью деталей, сравните нежные кисти рук Марии, энергичные сильные руки Христа и узловатые старческие руки Бога-отца. На правой створке алтаря запечатлены Св. Стефан, патрон собора, а рядом с ним Св. Лаврентий, на левой створке - покровители города, Св. Протасий и Гервасий.
Очень изящен резной позднеготический леттнер из желтого песчаника (1490-1500) - ажурная стенка, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Перед леттнером на возвышении стоит богато украшенный серебряный реликварий (1496) – ларец, в котором хранятся мощи святых. В соборе находится и ценное произведение настенной живописи – «Страшный Суд» работы знаменитого художника из Кольмара Мартина Шонгауэра (Martin Schоngauer).
Это последняя работа мастера, над которой он, переселившись в Брайзах, трудился до самой смерти, с 1488 по 1491 гг. Если вы бывали в Кольмаре, то наверняка помните шедевр Шонгауэра, знаменитую «Марию в беседке из роз» («Maria im Rosenhag»,1473), хранящуюся в Dominikanerkirche. Трудно поверить, что эта умиротворенная, излучающая благоговение перед красотой мира картина и полная драматизма и беспокойного движения сцена Страшного Суда выполнены одним автором.
Посетив собор, не спешите покидать Верхний город (Oberstadt): на его улицах вы увидите много красивых зданий 16-18 веков. Обратите внимание на старую ратушу «Zum Sternen» (1563), дом «Zur Roten Kuppe» (16 в.), бывший женский монастырь Notre Dame (1736). По Radbrunnenallee можно пройти к возведенной в начале 13 века башне Radbrunnenturm.
Здесь, в самом центре древней крепости, находился прорубленный в толще скалы колодец глубиной 42 метра, который снабжал крепость водой из Рейна. Тем, кто хочет больше узнать об истории Брайзаха, стоит посетить городской музей (Museum fuer Stadtgeschichte, Rheintorplatz 1), а приятным завершением вашего путешествия может стать прогулка на пароходике по Рейну.
Марина Аграновская
Источник: www.maranat.de
Опубликовано в газете «Neue Zeiten», июль 2001 г.
Использование материалов данного сайта разрешается только с установкой прямой ссылки на www.maranat.de
___________