МЕЖДУНАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ
онлайн-дайджест • культура в мире

«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА» открыта поэтам и прозаикам, эссеистам и драматургам,
сценаристам и публицистам, литературным критикам,
Мастерам и только пробующим перо.
Пишите нам на всех языках.

      Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»    2012,   № 4    Сентябрь



Наталия Мазаник


      Наталия Мазаник родилась в Москве в 1963 году. По образованию – журналист-редактор, учитель начальных классов. Много писала по вопросам образования, культуры, проблемам молодежи. Она член Союза журналистов Москвы и Творческого Союза профессиональных художников.

      Работала руководителем Информационного центра фонда «Россияне», реализующим Программу поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, заместителем главного редактора журнала "Москва и соотечественники". Ей благодарны все, кто пишет на русском языке, кто любит и ценит русскую культуру и русский язык, кого она со вниманием выслушивала и о ком писала в журнале... Работала директором-главным редактором Информационного агентства подмосковного наукограда Троицка; создавала еженедельник "Городской ритм".

      С детства с интересом выжигала, расписывала разделочные доски, папье-маше, занималась лепкой на стекле, немного резьбой, делала изделия из бумаги и картона, различные аппликации. Ее всегда привлекали народные промыслы, различные виды изобразительного искусства. Больше всего ее всегда притягивала стилизация, позволявшая погрузиться в какой-то особый мир образов и ощущений. Именно стилизация легла в основу нового этапа художественного видения окружающего мира, наполненного самыми разными, порой противоречивыми эмоциями. Мир то бунтует, то умиротворенно и гармонично размещается на листе бумаге, шелке или холсте. Мир пестр и многогранен – такой же неодинаковый он и в ее работах (акварель, карандаш, масло, живопись по шелку).

      Каждый понимает картины Наталии по-своему, о них часто говорят, что они притягивают, заманивают, к ним хочется вернуться и попробовать разгадать спрятанные в картинах многослойные загадки. Примечательно, что большинство работ, выполненные за последние десять лет, сопровождаются стихотворным текстом, который ориентирует зрителя, служит некой точкой отсчета для внедрения в картину, дальше начинает работать уже личный мир образов, ощущений, опыт восприятия окружающего мира. Этот синтез и позволяет погрузиться в картину, может, найти в ней что-то понятное и близкое.

      Наталией написаны более трехсот работ в разной технике. Наталия не считает себя художником, она пишет для души, по зову сердца и внутренней интуиции для близких, друзей и знакомых. Ее работы живут в домах людей, понимающих и поддерживающих ее.

      Весной 2002 года вышел сборник стихотворений Наталии Мазаник «Часть моей души», в сентябре 2004 года – «Второе дыхание», в ноябре 2007 года – «Тропинки судьбы», оформленные автором.


ИСКРЯТСЯ ЗОЛОТЫМИ САМОРОДКАМИ КРАСКИ ХОХЛОМЫ
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА






      Хохломские ложки, кружки, стаканы, блюда, миски, подносы, бочата, короба и кадки, шкатулки, часы, птицы чудесные, стулья и стульчики, столы и столики – всего не перечесть! Все изделия светятся, золотом играют, ярким пламенем горят. Нигде в мире Вы не встретите ничего подобного! Это уникальное самобытное русское народное искусство. Причудливые образы природы оживают в завитках и листочках, капельках и цветочках, травинках и кустиках, ягодках разных, птицах волшебных.
      С середины шестидесятых годов прошлого века предприятие «Хохломская роспись» -- крупнейший производитель художественных изделий из дерева с уникальной хохломской роспиью. Здесь сохраняются и преумножаются традиции древних заволжских мастеров. А город Семенов по праву считатеся столицей Золотой Хохломы.
«Леса заволжанина кормят…»
       «Верховое Заволжье — край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышленый и ловкий… Земля холодна, неродима, — писал Павел Иванович Мельников-Печерский (1818—1883), русский писатель, историк, этнограф. — Другой на месте заволжанина давно бы с голода помер, но он не лежебок, человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берет.
      …Леса заволжанина кормят. Ложки, плошки, чашки, блюда… точит да красит; гребни, донца, веретена и другой щепной товар работает, ведра, ушаты, кадки, лопаты, коробья, весла, лейки, ковши — все, что из лесу можно добыть, рук его не минует». Великое множество деревянных изделий производилось в этих краях. Были они белеными (некрашеными), с резьбой и расписными, нарядными для праздников.
      Хохломская роспись появилась в XVII веке на севере Нижегородской губернии, в нынешних Семеновском и Ковернинском районах. Родиной хохломы считают поселок Семино. Название знаменитому промыслу дало торговое село Хохлома Нижегородской губернии, куда привозили свои изделия ложкари из окрестных селений.
      Искусство Хохломы впитало в себя художественные традиции народных ремесел и орнаментальной живописи Древней Руси. Древние ремесла подарили мастерам формы деревянных изделий и орнаментальные ритмы, а живописное мастерство добавило разнообразие растительных мотивов и технику свободного кистевого письма.
      Искусствовед, специалист по декоративно-прикладному искусству Татьяна Ильинична Емельянова (1940—2005) убедилась в том, что хохломская техника уходит своими корнями в иконопись, именно у нее она позаимствовала не только технологические приемы, но и колорит местных икон, в котором преобладают теплые тона, сочетающиеся с золотым фоном. Это подтверждает и дошедшая до нас интересная легенда об иконописце Андрее Лоскуте, что бежал из Москвы в керженские леса, недовольный нововведениями патриарха Никона. Именно в этих глухих заволжских местах укрывались старообрядцы от своих гонителей. Андрей тоже поселился здесь, писал иконы по старому образцу и стал расписывать деревянные поделки. Донесли патриарху о непокорном старовере, приказал он поймать его. Нашли Андрея, только он не изменил своих взглядов, не отступил, не покорился и сжег себя в избе. «Искрами изошел, рассыпался иконописец». С той поры так и горят ярким алым пламенем да искрятся золотыми самородками краски Хохломы.
Особенное письмо по дереву… волшебное…
      В хохломской росписи сочетаются ярко-алая киноварь, черная сажа, зелень и золото, поскольку именно эти краски не изменяются при закалке в печи при высокой температуре. Используются два вида письма: «верховое» и «фоновое» («под фон»). Мотив росписи традиционен и устойчив: вьющаяся ветка с гроздьями ягод (клубнички, малинки, рябинки, смородинки, бруснички, крыжовничка) и вокруг нее травы или сказочные цветы. При «верховом» письме орнамент наносят на серебристую поверхность посуды свободными мазками, обычно «травкой», с помощью красных, зеленых и черных кустиков, завитков, стебельков. После лакировки и закалки в печи на изделии преобладает золотой фон (бывший серебряный), а элементы рисунка оказываются поверх этого фона. В технике «под листок» используются уже более крупные растительные формы: округлые листики, ягодки. При «фоновом» письме рисунок орнамента наносится цветным контуром на поверхность; внутренняя часть – сам рисунок – не закрашивается. Вокруг рисунка создается фон с помощью той же черной, красной или зеленой краски, которой писался контур. Часто по фону идет мелкий травный узор – «приписка». «Кудрина» – это уже круглое письмо, состоящее из округлых завитков, похожих на кудри. Это она помогают мастерам создавать сказочные формы растений, цветов и птиц. После лакировки и закалки золото горит, блестит в орнаменте. Семеновцы больше всего любят роспись «под фон», она более праздничная и яркая.
      Любопытно, как художники держат кисточку. Это особая техника. В процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся кисть, что позволяет безотрывно проводить линии, делать длинные свободные мазки и вереницу штрихов на округлых поверхностях посуды.
      Триста лет назад, как и сейчас, излюбленным мотивом росписи была «травка», вьющаяся на золотом фоне. Позднее появилось множество других элементов в орнаменте. Например, на изделиях встречается «славянская вязь», взятая из древнерусских книг.
      Хохломская роспись стала такой разной и благодаря нижегородскому художнику Георгию Петровичу Матвееву. В 1916 году он открыл в городе Семенове Школу художественной обработки дерева, а вместе с ее первыми выпускниками организовал в 1931 году небольшую артель «Экспорт», переросшую впоследствии в крупное производственное объединение «Хохломская роспись». Мастера росписи по дереву передавали свои умения и приемы работы молодежи. Георгий Петрович придумывал очень много рисунков, собирал и систематизировал все созданное художниками, но разбросанное по разным селам и деревням Заволжья. К примеру, старое письмо хорошо знали ковернинские мастера. С 1931 года деревянная посуда с изысканной «позолотой» стала известна далеко за пределами России. В 1934 году в Семенове был открыт Историко-художественный музей, первым директором которого был Г.П. Матвеев. Коллекцию хохломских изделий, хранящуюся здесь, он сам начал собирать незадолго до революции 1917 года.
      Знаменитый живописец Петр Петрович Кончаловский (1876—1956) посвятил две картины семеновским мастерам, они находятся в музее: «Художницы за работой» и «Портрет А.Е. Ершова», известного мастера-ковшечника.
Подготовка изделия
      …Удивительна хохломская роспись, волшебна посуда и предметы быта. Только прежде чем изделие начнут украшать, прежде чем оно станет «золотым», его нужно создать и тщательно подготовить к росписи, лакировке и закаливанию в печи. Процесс длительный и трудоемкий.
      Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное». Сначала берется высушенная липовая древесина, из нее на токарном станке вытачиваются чаши и бочата, поставки, подносы и вазы, вырезаются ложки и ковши. Изделие сушится и покрывается специальным грунтом красно-коричневого цвета, от этого начинает походить на глиняное. Затем на него наносится льняное масло. Пропитанный маслом тонкий слой грунта создает прочную оболочку, которая закрывает поры древесины и препятствует проникновению внутрь олифы и лака, используемых в дальнейшей обработке. Посуду несколько раз олифят и просушивают.
      Последний, обычно четвертый, слой олифы доводится до стадии «мягкого отлипа», чтобы на поверхности изделия мог удержаться слой «волшебного» грунта под роспись. Изначально такой слой состоял из серебряного порошка, потом его заменило олово, а ему на смену сегодня пришел алюминий. Этот порошок называют полудой, а сам процесс нанесения его на изделие – лужением. После просушки луженая форма становится матово-блестящей и напоминает серебряную. В таком виде она и поступает в цеха росписи. К делу приступают художники.
      Расписанное изделие два—три раза покрывается лаком, а потом закаливается в печи при температуре в 120—130 градусов. На поверхности образуется лаковая пленка, которая придает серебристой поверхности искрящийся блеск. Только теперь деревянное изделие становится золотым.
Семенов – «ложкарная столица»
      О деревянных ложках говорится в древнерусских литературных источниках. В «Повести временных лет» описан пир у князя Владимира, где потчевали дружинников с деревянных ложек. Им это очень не понравилось. Воины потребовали серебряных. Однако серебряная ложка не заменила деревянной. Переселяясь из века в век, ложка дожила и до нашего времени. Ложка – это не только сувенир, но и любимая многими и незаменимая вещь.
      Заволжский город Семенов с незапамятных времен считался «ложкарной столицей». Говорили, что вся Россия ест семеновскими ложками, красивыми, удобными да на все случаи жизни пригодными. Название и назначение у каждого вида ложек свое.
      У ложечки для раздачи святого причастия на рукоятке вырезали крест, а на окончании черенка старообрядческой ложки – двуперстие, называли ее лжицей.       Простая русская широкая ложка средней величины, которой очень удобно есть кашу и хлебать щи, да при этом губы не обжигать, называлась «межеумок».
      Такой же широкой, как межеумок, только грубее и толще была бурлацкая ложка («бутырка»). Бурлаки носили ее за ленточкой шляпы на лбу вместо кокарды. Считается, что это название произошло от слова «бутырить» – мешать, перемешивать, переворачивать.
      Любую остроносую ложку называли носатой, даже поговорка про нее есть: «Ложка-то узка, да таскает по три куска: надо ее развести, чтобы таскала по шести!».
      Есть троицкая ложка, шведская, еврейская, турецкая, серебрушка, хохлатка, сибирка, икрянка, сливочная, горчичная… всех не перечесть! В Нижегородской губернии резали и складные ложки, но они были дорогими.
      Есть ложки белые (некрашеные), есть крапленые легким узором, есть лакированные золотистые – хохломские. В Семеновском уезде в начале ХХ века изготавливали в год сто миллионов ложек, а в 1920 году – аж 170 миллионов штук! Тысячи крестьян-кустарей были ложкарями-резчиками, красильщиками (кто расписывал деревянные изделия), лачилами (кто покрывал посуду лаком), жившие в Семенове и близлежащих селах, делали свой вид работы. Хороший ложкарь изготавливал в день до 160 ложек. В умелых руках мастера с помощью лучкового станка – предка токарного – обыкновенная «баклуша» превращалась за 20 минут в ложку. Деревянные ложки расходились по всей России.
Легенда о Семене Ложкаре
      Было бы несправедливым не рассказать про знаменитого Семена Ложкаря. В этих нижегородских краях о нем помнят, его почитают, ему благодарны за то, что он научил делать чудесные удобные деревянные ложки. Своим рождением известный всему миру город Семенов тоже обязан именно этому мастеру. На территории объединения «Хохломская роспись» установлен памятник Семену Ложкарю, а в Историко-художественном музее создан уютный и теплый уголок умельца, фрагмент его деревянной избы.
      О судьбе Семена Ложкаря поведал нижегородский писатель, сказочник, краевед Сергей Васильевич Афоньшин (1908—1984). Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. «Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря». Здесь была ничейная и свободная земля, где укрывались от гонений и старообрядцы.
      Семен мастерски резал ложки. Ничьим холопом и рабом не бывал, отца с матерью не помнил, а о себе говорил, что «работает на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, …а с кленовой и березовой ложки». Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. Втроем они мастерили ложки, «да такие приглядные и ловкие, что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали да прихваливали! И пошла про Семена слава по лесам, городам и весям Поволжья».
      Решил грозный царь воевать сразу с крымским ханом, турецким султаном и ливонскими рыцарями. Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметь…
      К следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь еще лето да зиму, все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли…
       «Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса.
      Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли.
      Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов – родина и столица ложкарного промысла».
      Семеновские чудо-ложки, золотые, яркие, красивые так радуют глаз и согревают душу. Ложки – традиционно лучший сувенир из России, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты.
«Золотая Хохлома».
      Сегодня настоящей хохломой является продукция предприятий «Хохломская роспись» в городе Семенове и «Хохломской художник» в поселке Семино Ковернинского района.
      Продукция Хохломы поставляется по всей территории России: от Владивостока до Калининграда. Она экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Туристы могут побывать в уникальном Семеновском художественном музее, познакомиться с историей промысла и технологией изготовления посуды и сувенирной продукции, увидеть полутораметровую чашу, сувенирную 115 сантиметровую деревянную ложку. Уникальна экспозиция «Царская комната», включающая 240 предметов; каждое изделие увенчано гербом России и украшено элементами ручной скульптурной резьбы. Пышность и помпезность залу придает – Царский трон. Весь мир облетела удивительная Семеновская жар-птица. В этом зале она тоже представлена.
      Собраны в музее и коллекционные изделия. Все эти авторские работы занесены в реестр коллекционных изделий предприятия «Хохломская роспись». Художники нашли и новые направления: создают хохломские миниатюры на коробках круглых форм, комплекты женских расписных деревянных украшений (браслеты, броши, бусы). Появились и всевозможные хохломские татушки (временные татуировки).
      Можно поучаствовать и в увлекательном мастер-классе по росписи матрешки. Просто полюбоваться яркими русскими красавицами в русских сарафанах и платках. Многоместные матрешки состоят из 10, 18, 40 и 50 кукол, вставленных одна в другую. Стенки у многоместной матрешки очень тонкие, не толще яичной скорлупы. Роспись на них самобытна и неповторима. Сегодня мастера семеновской игрушки в своих новых работах не только продолжают традиции старых мастеров, но и разрабатывают новые яркие образы. Очень популярны «Русская красавица» и «Русский молодец», «Барин и барыня», сувенир «Семья».
      В 1992 году на предприятии «Хохломская роспись» была создана иконописная мастерская, коллектив которой принят в состав Патриарших мастерских под покровительством Патриарха Московского и всея Руси. Иконы пишутся с соблюдением современной хохломской технологии.
      С 2004 года ежегодно в июне в Семенове проводится всероссийский фестиваль «Золотая Хохлома».
      К 40-летию полетов из Лондона в Москву фюзеляжи восьми лайнеров британской авиакомпании «British Airways» были украшены хохломским узором. А в России между Нижним Новгородом и Москвой курсирует фирменный поезд «Золотая Хохлома».
      Хохлома… Каждый, кто видит перед собой золотую, искрящуюся, яркую ложку, вазу, кружку, стакан, рюмку, розетку, ковш, шкатулку, коробку, кадочку, кашпо, сухарницу, конфетницу, хлебницу, подсвечник, безошибочно и уверенно произнесет: «хохлома». Каждый, кто услышит слово «хохлома», моментально в своем воображении представит эти уникальные теплые изделия. Их красота и притяжение непостижимы...
Наталия МАЗАНИК, фото автора


___________




На главную»
О проекте»
Архив»
Контакты»

________


Найти:


на human-house.narod.ru
на Народ.Ру
на Яндексе

________

 Журнал: «СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

КОНТАКТ:
tel: (+373 22) 40 68 47
e-mail: scebneva@rambler.ru
ICQ: 263656544
http://www.human-house.narod.ru

___________

 Праздники сегодня: 


___________


МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАДИОФОРУМ


___________

  ТЕАТРЫ: 






«СОЛНЕЧНАЯ ПОЛЯНА»

ПОЭЗИЯ:




___________


Галерея “КОРИДОР”
___________

  ВЫСТАВКИ:  



___________

  КУЛЬТУРА: 

 

Сайт управляется системой uCoz